Педагогические аспекты при обучении в МООС

pic Александр Андреев  Межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров Решение задачи бесплатного и массового доступа к качественным учебным курсам, независимо места проживания и статуса обучающегося привело к появлению массовых открытых дистанционных курсов (МООС), которые реализуется в среде Интернет. Широкое распространение и признание МООС в мире показало, что методика преподавания требует изучения их методических основ на предмет внедрения их элементов в очный и дистанционный учебный процесс в российских вузах.  Анализ проектов, которые иногда называют электронными университетами, типа Coursera, Udasity, EdX, Khan Academy позволил сделать обобщения, которые будут изложены в форме заметок и могут быть учтены преподавателями.  Изучение схем организации учебного процесса во всех МООС показало, что они имеют много общего. Потенциальный студент выбирает в Интернете и записывается на интересующий его курс. Деятельность студента включает в себя работу на лекциях ( в основном в записи) , выполнение заданий, тестирование, работу в форумах по обсуждению заданий и проблем. Кроме того, студент может пройти итоговую аттестацию для получения сертификата.  Можно высказать некоторые утверждения, правильность которых и хотелось бы обсудить.  1. Теоретический материал в курсах представляется лекциями, которые разбиваются на части длительностью их 2-10 мин. Причем каждая часть лекции завершается тестом, викториной или контрольным и вопросами на понимание. Лекции чаще всего представляются в записи. Кстати, такой подход описан и использовался М.Е. Вайндорф-Сысоевой в 2005г. Вебинары, представляющие собой дистанционные интерактивные лекции, которые распространены в ДО курсах в России, в МООС не используются.  2. Практикуется подача теоретического материала и формул с помощью графического планшета «хановским» методом (www.khanacademy.org), когда преподаватель доносит учебную информацию голосом, одновременно делая пояснительные графики, схемы и рисунки. Это можно трактовать, как возврат на новом электронном уровне к «меловому» периоду обучения с помощью доски, мела и голоса преподавателя. В этом случае ясно виден принцип развития явления по спирали, которому нас учили в советском курсе философии.  3.Дополнительный теоретический материал к лекциям дается в ссылках на интернет-источники. Мультимедийное представление учебных материалов, по крайней мере, автору не встречалось.  4. Практикумы представлены в виде разного рода заданий и дистанционных виртуальных лабораторий.  5. Основные усилия авторов и разработчиков курсов направлены на автоматизацию проверки результатов выполнения заданий, т.к. преподаватель, в принципе, не может проверить количество заданий, превышающих несколько тысяч. Помимо заданий с вариантами ответов, и вопросов с краткими свободными ответами, как на видеолекциях, разрабатываются задания по математике, с алгебраическими выражениями, а также с выводом формул и доказательствами. В заданиях может проверяться правильность моделей, будь то финансовые модели из курса по бизнесу, физические модели из курсов по науке и технике или довольно сложные задания по программированию.  6. Для контроля деятельности студентов используется самостоятельное и перекрестное (взаимное) оценивание студентами работ друг друга. Только итоговое контрольное мероприятие принимает очно преподаватель в случае, когда необходимо выдать сертификат. Итоговая аттестация проводится очно в специально организованных местах.  7. Для гуманитарных дисциплин организуются онлайн дискуссии в форумах как один из вариантов заданий по курсам гуманитарного направления.  Форум рассматривается как:  • место, где люди могут задавать вопросы и помогать друг другу;  • место, где люди могут выразить свои чувства по отношению к курсу и получить поддержку и поощрение;  • место, где может быть дополнительная информация, касающаяся курса;  • место, где студенты могут связаться с другими студентами для формирования учебных групп, организации реальных встреч для общения и совместного  8. Много внимания уделяется сотрудничеству. Студенты сотрудничают различными способами. Во-первых, существует форум вопросов и ответов, где одни студенты могут задать вопрос, а другие на него ответят. Правила сотрудничества подробно расписаны на сайте курса. Например, Udacity призывает студентов создавать сообщества для общения как онлайн, так и лично, чтобы помогать друг другу учиться. Ключевым является использование сотрудничества как способа повышения качества обучения, а не как способ поделиться ответами, не понимая их. Поощряется совместный просмотр лекций, а также обсуждение и совместная работа над ответом на лекции в викторинах. Для выполнения заданий можно обсудить вопросы с другими студентами в онлайн-форумах. Важно отметить, что в процессе обучения по МООС во всех зарубежных проектах проводится большая научно-исследовательская работа по анализу учебного процесса. Это позволяет оценивать качество и эффективность тех или иных новаций.  В России в явной форме МООС не существуют. Можно привести примеры бесплатных и открытых образовательных онлайн образовательных учреждениях (своего рода протоMOOC), например, Национальный открытый университет «Интуит» (А.В. Шкред) и Система дистанционного бизнес- образования малого и среднего предпринимательства (Альянс-Медиа и МИМ ЛИНК). Организация учебного процесса характеризуются доступом в теоретическим материалам в текстово-графической форме, тестам и отсутствием общения между студентами. Консультации с преподавателем минимизированы.  Выводы  1. Лекции, являются основой представления теоретической части курса МООС. Особенностью их является режим офлайн, дискретизация и контроль. Такой вариант вполне конкурентен популярным вебинарам. Видеозаписи лекций (90 мин), которые часто используются в российских ДО малоэффективны.  2. Промежуточный контроль четко спланирован во времени, и требуется его четкое выполнение студентом. Поблажки, которые распространены в российских онлайн курсах недопустимы.  3. Процесс проверки заданий по возможности автоматизируется. Кроме того, приветствуется само или взаимооценка учебной деятельности студентов студентами. Последнее редко используется в российских курсах, что нельзя считать правильным.  4. Большое внимание в МООС уделяется общению и взаимопомощи студентов посредством форумов и социальных сетей. Этому роду деятельности должно уделяться больше времени на российских онлайн курсах или в смешанных вариантах обучения.

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*