Массовое онлайновое обучение бросает вызов российской системе образования

pic Когда в прошлом году был принят закон об электронном образовании, казалось, что в России устранены все препятствия на пути к e-learning. Однако судя по сообщениям, прозвучавшим на проходившем недавно форуме eLearnExpo, ситуация не только не улучшилась, но еще больше усугубилась в связи с появлением за рубежом массовых открытых онлайновых курсов (Massive Open Online Courses, MOOC). 

Право есть, а возможности нет 

По словам Олега Смолина, первого заместителя председателя комитета Госдумы по образованию, с момента принятия ФЗ-11 “О расширении возможностей использования электронного обучения и электронных образовательных технологий” прошло полтора года, но никаких существенных изменений в этом отношении не произошло.  Владимир Тихомиров, научный руководитель Московского государственного университета экономики (МЭСИ), пояснил, что за это время было разработано много нормативных документов относительно порядка применения нового закона, но ни один из них так и не был утвержден: “А ведь нужно внести изменения примерно в восемьсот документов. Ничего не изменилось и в официальной политике. Как была наша система образования настроена на книжные учебники, так и осталось. Кроме того, 1 сентября вступит в силу новый закон об образовании № 273, в котором есть статья про сетевое обучение. Но это тоже ничего не дает, потому что нет нормативов. Так что права у нас есть, а делать мы ничего не можем”.  Между тем в развитых странах произошли очень большие изменения в связи с переходом на электронное обучение. Но у нас такая форма образования долго не признавалась. Потребовалось 16 лет для принятия соответствующего закона. В результате мы сильно отстали от других стран. А ведь в мировом масштабе e-learning представляет собой огромную индустрию, оборот которой в 2011-м составил семь триллионов долларов и, по прогнозу аналитиков, в течение 2013—2018 гг. будет ежегодно расти на 25%.  Однако сторонники электронного обучения не опускают руки. “Мы намерены продолжать работу, встречаться с премьером, активизировать деятельность рабочей группы, потому что придется вносить очень серьезные изменения в законодательство, — сказал Олег Смолин. — Необходимо, чтобы возможности, открываемые новыми законами, использовались гораздо активнее. Мы должны создавать собственные программы, курсы, стандарты в области электронного обучения, соединяя их с лучшими отечественными образовательными традициями. Это единственный способ сохранить конкурентоспособность нашего образования”. 

Образование без границ 

Пока в России на протяжении шестнадцати лет чиновники думали, нужно ли нам электронное образование, во всем мире эта отрасль стремительно развивалась в связи быстрым техническим прогрессом. Вслед за электронным обучением появилось мобильное, затем обучение в социальных сетях, и наконец в прошлом году сформировалось совершенно новое направление — MOOC.  Самыми известными поставщиками курсов МООС являются организации Coursera, Udacity, MITx и EdX. На их сайтах в свободном доступе находятся учебные материалы лучших университетов США и других стран. Можно зайти и совершенно бесплатно пройти обучение.  Аудитория этих сайтов стремительно растет. Так, на Coursera уже зарегистрировано 14 млн. пользователей. И это — не предел. И Coursera, и Google, открывающая онлайновый университет, заявили о намерении привлечь миллиард студентов. Пока что в области MOOC лидирует США, но в этом году программу по развитию этого вида образования принял Евросоюз. Для реализации MOOC в мире созданы крупнейшие консорциумы вузов, позволяющие объединить финансовые ресурсы. Например, в Coursera участвуют 62 университета из разных стран.  Что это значит для России’e для разработки концепции электронного обучения. Источник:  http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=152251 — pc http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=152251 — week.ru http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=152251 — http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=152251 —

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*