Стандартизация технологий совместного обучения

pic

Сутягин Максим Валерьевич

Кандидат технических наук, начальник отдела технического и информационного обеспечения

НОУ «Корпоративный институт ОАО «Газпром»

Аспирант МГТУ «Станкин» 

Многие виды деятельности в области обучения, образования и подготовки по своей природе являются взаимодействием участников и состоят из опросов или обсуждений, которые могут происходить в течение различных  периодов времени, распределенных в диапазоне от нескольких секунд до целых человеческих поколений. Типичный акт взаимодействия между участниками может быть инициирован одним из них путем рассылки информации остальным и наблюдением последующей реакции на это сообщение. Совместная деятельность может осуществляться в широчайшем диапазоне условий, с использованием различных  форм коммуникаций и типов информации.

В качестве основы для создания систем электронного обучения предложено использовать комплекс международных стандартов, который содержит требования к технологии совместного обучения и информационного взаимодействия участников образовательного процесса.

Международная организация по стандартизации (ИСО/ISO) и Международная электротехническая комиссия (МЭК/IEC) совместно разрабатывают международные стандарты в области информационных технологий в рамках Первого Совместного Технического комитета (СТК1/JTC1), объединяющего в настоящее время 17 подкомитетов (ПК/SC). Основными объектами стандартизации являются корпоративные информационно-образовательные среды и электронные образовательные ресурсы, необходимые для создания систем электронного обучения.

 

Международные стандарты по технологии взаимодействия участников в обучении, образовании и подготовке ориентированы на виды совместной деятельности, которые характеризуются:

                    обменом информации в больших или малых группах при взаимодействии участников (обычно от двух до нескольких десятков), которые сотрудничают в течение относительно короткого периода времени (обычно от нескольких дней до нескольких месяцев);

                    обменом информации, происходящим в результате использования информационных технологий, когда применяется либо единственное четко определенное средство взаимодействия, поддерживающее функции взаимодействия, либо набор средств взаимодействия, образующих общую среду;

                    короткими временными интервалами в установленном отклике на сообщения и выражения (обычно от нескольких секунд до нескольких часов).

                    обменом относительно небольшими блоками информации (обычно от одного слова до нескольких параграфов);

                    достаточно высоким уровнем реакции среди активных участников группы при их взаимодействии;

                    обменом информацией между участниками (благодаря факторам, перечисленным выше), обычно контекстно-зависимым и контекстно-чувствительным;

                    важной контекстной информацией, описывающей взаимоотношения между членами группы при их взаимодействии с общей средой (и ее компонентами), которые все вместе образуют общее место работы.

Стандарт ИСО/МЭК 19778, разработанный во 2-ой рабочей группе 36-го Подкомитета содержит следующие части, объединенные под общим названием Информационные технологии – обучение, образование и подготовка – Технология сотрудничества – Рабочее пространство[2]:

                    Часть 1: Модель данных рабочего пространства обеспечивает представление формата для подробного описания модели данных и в целом определяет структуру модели данных и элементы модели данных для рабочего пространства.

                    Часть 2: Модель данных среды взаимодействия определяет структуру модели данных и элементы модели данных для технической инфраструктуры рабочего пространства.

                    Часть 3: Модель данных группы взаимодействия точно определяет структуру модели данных и элементы модели данных, устанавливающих и обеспечивающих информацию для участников, использующих рабочее пространство.

В соответствии с указанным стандартом, любое рабочее пространство представляет собой комбинацию конкретной общей среды и группы взаимодействия. Физическая реализация рабочего пространства  должна содержать данные среды взаимодействия и группы взаимодействия, при этом конкретная реализации модели данных может представлять каждую из этих сущностей в виде отдельных информационных объектов.

Модели данных, определенные в стандарте ИСО/МЭК 19778 представляют структуру информации и множество понятий для обеспечения:

·                    понимания необходимости применения идеи рабочего пространства и его компонентов;

·                    облегчения развертывания, поддержки и управления рабочим пространством;

·                    соблюдения соответствия техническим требованиям стандарта ИСО/МЭК 19778  для конкретных  реализаций модели данных и ее элементов;

·                    соблюдения технической совместимости между существующими реализациями модели данных или ее элементами на базе стандарта ИСО/МЭК 19778 и будущими реализациями модели данных или ее элементов.

 

Отношения между рабочим пространством, средой взаимодействия и группой взаимодействия, их совместная реализация модели данных и соответствующие технические характеристики модели данных стандарта ИСО/МЭК 19778 представлены на рисунке 1.

 

Рис. 1. Взаимосвязь рабочего пространства, общей среды и группы  взаимодействия при совместном обучении

ИСО/МЭК 19778-1 определяет основанную на таблицах методику создания спецификации моделей данных. Спецификация модели данных используется для формирования модели данных рабочего пространства. Данная спецификация модели данных также используется в ИСО/МЭК 19778-2 и ИСО/МЭК 19778-3 для определения схожих компонентов общей среды и группы при взаимодействии участников в отдельных моделях данных.

Любая созданная по стандарту реализация модели данных рабочего пространства:

·                    предоставляет ссылки на реализации модели данных, как на конкретную общую среду, так и на конкретную группу при взаимодействии участников;

·                    предоставляет свой особый идентификатор, который позволяет другим реализациям модели данных ссылаться на данную реализацию модели данных;

·                    содержит запись о времени функционирования соответствующего рабочего пространства;

·                    может предоставлять имя и текстовое описание для соответствующего рабочего пространства, особенно для установки полнотекстового поиска для реализаций модели данных рабочего пространства.

В ИСО/МЭК 19778-2 модель данных общей среды определяет средства взаимодействия и объявляет их функции взаимодействия путём определения их имён. Эти имена могут быть использованы в качестве ссылок на средства взаимодействия и функции взаимодействия, более точно описанные в последующих спецификациях или стандартах.

 Рис. 2. Определение состава средств взаимодействия и объявление функций взаимодействия в ИСО/МЭК 19778-2

 

ИСО/МЭК 19778-3 определяет модель данных для группы взаимодействия. Модель данных группы взаимодействия составляет роли, которые могут играть участники группы взаимодействия, заявляет названных держателей роли для каждой из них и назначает участников этим держателям роли.

Таким образом, ИСО/МЭК 19778 применяется для стандартизации технологий сотрудничества, используемых для поддержания информационного обмена между обучающимися, инструкторами и другими участниками образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий. Внедрение и использование данных технологий влечет за собой появление информации, связанной с группами участников и средами взаимодействия, функциями и  средствами, которые устанавливаются для этих групп и ими же используются.

  

Рис. 3. Определение состава ролей, объявление держателей роли, и определение участников в ИСО/МЭК 19778-3

Разработкой национальных стандартов по совместному (коллаборативному) обучению занимается технический комитет ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Национальные стандарты гармонизированы с международными стандартами и разрабатываются путем прямого применения или модификации для учета специфики российского образования. Указанные национальные стандарты могут служить основой для создания отечественных конкурентоспособных систем коллаборативного обучения, в том числе для развития трансграничного и транснационального образования.

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*