Структура международных и национальных стандартов в области e-learning

pic

Позднеев Борис Михайлович  Доктор технических наук, профессор, Председатель ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» 

Косульников Юрий Алексеевич

Доцент кафедры «Информационные системы» 

Московский государственный технологический университет «Станкин»

Сутягин Максим Валерьевич  Кандидат технических наук, начальник отдела технического и информационного обеспечения  НОУ «Корпоративный институт ОАО «Газпром»

Активная разработка международных и национальных стандартов в области электронного обучения создает реальные условия для развития трансграничного и транснационального образования, обеспечения интероперабельности и мобильности индустриальных систем и средств электронного обучения (elearning). В этой связи особую значимость приобретает разработка национальных стандартов, гармонизированных с основополагающими международными стандартами и при этом учитывающих специфику развития национальной системы образования.

Международная организация по стандартизации (ИСО/ISO) и Международная электротехническая комиссия (МЭК/IEC) совместно разрабатывают международные стандарты в области информационных технологий в рамках Первого Совместного Технического комитета (СТК1/JTC1). В 1999 г. в составе СТК1 создан 36-й подкомитет «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке» (ИСО/МЭК СТК1/ПК36 / ISO/IEC JTC1/SC36), обеспечивающий разработку международных стандартов в области электронного обучения во взаимодействии с международными и национальными ассоциациями и объединениями: CEN TC 353, CEN WS-LT, AUF, IMS, AICC, DCMI, IEEE LTSC, ADL, LETSI. В настоящее время ПК 36 включает семь рабочих групп (WG) и консультационную группу (AG) по бизнес планированию и коммуникации. Структура  ИСО/МЭК СТК1/ПК36 представлена на рис. 1.

  

Рис. 1. Структура ИСО/МЭК СТК1/ПК 36

 К настоящему моменту в ПК 36 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке» разработано 24 международных стандарта в области электронного обучения (Таблица 1). В рабочих группах ведется активная работа по подготовке около 30 нормативных документов (международные стандарты и технические отчеты), которые должны быть введены в действие в 2012-2015 гг. (см. Таблица 2).

 

Таблица 1:           Перечень действующих международных стандартов, разработанных ИСО/МЭК СТК1/ПК 36

 

Номер

Наименование

1.        

ISO/IEC 2382-36:2008

Information technology — Vocabulary — Part 36: Learning, education and training

2.        

ISO/IEC 12785-1:2009

Information technology — Learning, education, and training — Content packaging — Part 1: Information model

3.        

ISO/IEC 19778-1:2008

Information technology — Learning, education and training — Collaborative technology — Collaborative workplace — Part 1: Collaborative workplace data model

4.        

ISO/IEC 19778-2:2008

Information technology — Learning, education and training — Collaborative technology — Collaborative workplace — Part 2: Collaborative environment data model

5.        

ISO/IEC 19778-3:2008

Information technology — Learning, education and training — Collaborative technology — Collaborative workplace — Part 3: Collaborative group data model

6.        

ISO/IEC 19780-1:2008

Information technology — Learning, education and training — Collaborative technology — Collaborative learning communication — Part 1: Text-based communication

7.        

ISO/IEC 19788-1:2011

Information technology — Learning, education and training — Metadata for learning resources — Part 1: Framework

8.        

ISO/IEC 19788-2:2011

Information technology — Learning, education and training — Metadata for learning resources — Part 2: Dublin Core elements

9.        

ISO/IEC 19796-1:2005

Information technology — Learning, education and training — Quality management, assurance and metrics — Part 1: General approach

10.     

ISO/IEC 19796-3:2009

Information technology — Learning, education and training — Quality management, assurance and metrics — Part 3: Reference methods and metrics

11.     

ISO/IEC 23988:2007

Information technology — A code of practice for the use of information technology (IT) in the delivery of assessments

12.     

ISO/IEC 24703:2004

Information technology — Participant Identifiers

13.     

ISO/IEC TR 24725-3:2010

Information technology for learning, education and training — Supportive technology and specific integration — Part 3: Platform and Media Taxonomy (PMT)

14.     

ISO/IEC 24751-1:2008

Information technology — Individualized adaptability and accessibility in e-learning, education and training — Part 1: Framework and reference model

15.     

ISO/IEC 24751-2:2008

Information technology — Individualized adaptability and accessibility in e-learning, education and training — Part 2: "Access for all" personal needs and preferences for digital delivery

16.     

ISO/IEC 24751-3:2008

Information technology — Individualized adaptability and accessibility in e-learning, education and training — Part 3: "Access for all" digital resource description

17.     

ISO/IEC TR 24763:2011

Information technology — Learning, education and training — Conceptual Reference Model for Competency Information and Related Objects

18.     

ISO/IEC TR 29127:2011

Information technology — System Process and Architecture for Multilingual Semantic Reverse Query Expansion

19.     

ISO/IEC TS 29140-1:2011

Information technology for learning, education and training — Nomadicity and mobile technologies — Part 1: Nomadicity reference model

20.     

ISO/IEC TS 29140-2:2011

Information technology for learning, education and training — Nomadicity and mobile technologies — Part 2: Learner information model for mobile learning

21.     

ISO/IEC TR 29163-1:2009

Information technology — Sharable Content Object Reference Model (SCORM®) 2004 3rd Edition — Part 1: Overview Version 1.1

22.     

ISO/IEC TR 29163-2:2009

Information technology — Sharable Content Object Reference Model (SCORM®) 2004 3rd Edition — Part 2: Content Aggregation Model Version 1.1

23.     

ISO/IEC TR 29163-3:2009

Information technology — Sharable Content Object Reference Model (SCORM®) 2004 3rd Edition — Part 3: Run-Time Environment Version 1.1

24.     

ISO/IEC TR 29163-4:2009

Information technology — Sharable Content Object Reference Model (SCORM®) 2004 3rd Edition — Part 4: Sequencing and Navigation Version 1.1

 

Таблица 2:           Распределение действующих и разрабатываемых международных стандартов по рабочим группам ИСО/МЭК СТК1/ПК36

 

Рабочая группа

Действующие стандарты

Разрабатываемые стандарты

ПК36

ISO/IEC 23988

ISO/IEC TR 29163-1

ISO/IEC TR 29163-2

ISO/IEC TR 29163-3

ISO/IEC TR 29163-4

ISO/IEC TR 29139

РГ1

ISO/IEC 2382-36

ISO/IEC 2382-36/Amd 1

ISO/IEC 2382-36 2nd Edition

РГ2

ISO/IEC 19778-1

ISO/IEC 19778-2

ISO/IEC 19778-3

ISO/IEC 19780-1

ISO/IEC 19778-4

РГ3

ISO/IEC 24703

ISO/IEC 24763

ISO/IEC TS 29140–1

ISO/IEC TS 29140–2

ISO/IEC 20013

ISO/IEC 29187–1

ISO/IEC 20006–1

ISO/IEC 20006–2

ISO/IEC 20006–3

РГ4

ISO/IEC 12785-1

ISO/IEC 19788–1

ISO/IEC 19788–2

ISO/IEC 19788–1/Cor.1

ISO/IEC 19788–3

ISO/IEC 19788–4

ISO/IEC 19788–5

ISO/IEC 19788–6

ISO/IEC 12785–2

ISO/IEC 12785–3

РГ5

ISO/IEC 19796-1

ISO/IEC 19796-3

ISO/IEC 19796–1 2nd Edition

ISO/IEC 19796-2

ISO/IEC 19796-4

ISO/IEC 19796-5

ISO/IEC 30119

РГ6

ISO/IEC TR 24725-3

ISO/IEC 24725-1

ISO/IEC 24725-2.2

РГ7

ISO/IEC 24751–1

ISO/IEC 24751–2

ISO/IEC 24751–3

ISO/IEC TR 29127

ISO/IEC 24751–1 2Nd Edition

ISO/IEC 24751–9

ISO/IEC 24751–10

ISO/IEC 24751–11

ISO/IEC 24751–12

ISO/IEC 24751–13

ISO/IEC 24751–14

ISO/IEC 20016–1

ISO/IEC 29188

 

От Российской Федерации функции постоянно действующего национального рабочего органа ИСО/МЭК СТК1/ПК 36 исполняет ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (рис. 2). ТК 461 был создан в 2004 г. совместным приказом Госстандарта и Министерства Образования РФ от 08.03.04 №302-1188 «О создании Технического комитета по стандартизации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)» и объединяет более 100 авторитетных специалистов из образовательных и научно-исследовательских учреждений, ИТ-компаний и бизнеса.

  

Рис. 2. Структура ТК 461 ИКТО

 В структуре ТК 461 функционирует 6 подкомитетов  обеспечивающих участие российской стороны в работе ПК 36 и выполняющих разработку комплекса национальных стандартов, гармонизированных с международными стандартами. В настоящее время принято 11 национальных стандартов в области электронного обучения (Таблица 3).

 

Таблица 3:           Перечень действующих национальных стандартов, разработанных ТК 461

 

Номер

Наименование

1.      

ГОСТ Р 52652-2006 

Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Общие положения

2.      

ГОСТ Р 52652-2006 

Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения

3.      

ГОСТ Р 52655-2006

Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Интегрированная автоматизированная система управления учреждением высшего профессионального образования. Общие требования

4.      

ГОСТ Р 52656-2006

Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Общие требования

5.      

ГОСТ Р 52656-2006

Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов

6.      

ГОСТ Р ИСО/МЭК 8825-4-2006

Информационная технология. Правила кодирования АСН.1. Часть 4. Правила XML кодирования (XER)

7.      

ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005)

Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрика. Часть 1:Общий подход (модификация международного стандарта)

8.      

ГОСТ Р 53723-2009

Руководство по применению ГОСТ Р 53625 -2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) к информационно-коммуникационным технологиям в образовании

9.      

ГОСТ Р 53620-2009

Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения

10.   

ГОСТ Р 53626-2009

Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения

11.   

ГОСТ Р ИСО/МЭК 8825-4-2009

Информационные технологии. Правила кодирования ASN.1: Правила кодирования XML. Изменение 1. EXTENDED-XER

12.

ГОСТ Р 53909-2010

Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебная техника. Термины и определения

13.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 19778-1

Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Технология взаимодействия. Рабочее место. Часть 1. Модель данных для рабочего места.

 

В ближайшие 2-3 года должен быть создан комплекс национальных стандартов (Табл. 4), включающий модифицированные международные стандарты  (до 65 %) и национальные стандарты. При этом все они обязаны учитывать специфику российской системы образования. На этой основе должна быть создана национальная индустрия, обеспечивающая производство и применение электронных образовательных ресурсов конкурентоспособного качества.

 

Таблица 4:           Перечень стандартов, разрабатываемых ТК 461

 

Наименование стандарта

Планируем год принятия

1.    

ГОСТ хххх Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Информационно- коммуникационные технологические системы зданий образовательных учреждений. Общие положения

2011

2.    

ГОСТ Р хххх Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Информационно- коммуникационные технологические системы зданий образовательных учреждений. Термины и определения

2011

3.    

ГОСТ Р хххх Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебная техника. Общие положения

2011

4.    

ГОСТ Р ИСО/МЭК 19796-3 Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 3. Эталонные методы и метрики

2012

5.    

ГОСТ Р ИСО/МЭК 19778-2 Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Технология взаимодействия. Рабочее место. Часть 2. Модель данных  среды взаимодействия

2012

6.    

ГОСТ Р ИСО/МЭК 19778-3 Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Технология взаимодействия. Рабочее место. Часть 3. Модель данных группы взаимодействия

2012

7.    

ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36 Информационные технологии. Словарь. Часть 36. Обучение, образование и подготовка

2012

8.    

ГОСТ Р ИСО/МЭК 24703 Информационные технологии. Идентификаторы участников

2012

9.    

ГОСТ Р ИСО 15836 Информация и документация. Дублинское ядро. Набор элементов метаданных

2012

10.                

ГОСТ Р хххх Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Интегрированная автоматизированная система управления учреждением общего образования. Общие положения

2013

11.                

ГОСТ Р хххх Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики

2013

12.                

ГОСТ Р хххх Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Метаданные электронных образовательных ресурсов. Общие положения

2013

13.                

ГОСТ Р ИСО/МЭК 19796-2 Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и система показателей. Часть 2. Гармонизированная  модель качества

2013

14.                

Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 19796-3 Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 3. Эталонные методы и метрики

2013

15.                

ГОСТ Р ИСО/МЭК 24751-1 Информационные технологии. Индивидуализированные адаптируемость и доступность в обучении, образовании и подготовке. Часть 1. Основы и эталонная модель

2013

16.                

ГОСТ Р ИСО/МЭК 19780-1 Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Технология сотрудничества. Связь при совместном обучении. Часть 1. Текстовая связь

2013

17.                

ГОСТ Р ИСО/МЭК 29127 Интеллектуальные системы для многоязычных процессов семантического расширения обратного запроса

2013

 

 

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*