Организация дистанционного обучения в University of Phoenix

pic Александр Сапралиев Заместитель директора научно-исследовательского института управления знаниями МЭСИ В данной статье мы рассмотрим организацию дистанционного обучения в североамериканском университете города Феникс, в штате Аризона, который был создан в 1976 году. Тогда же был открыт факультет специально для обучения уже взрослых студентов, то есть работающих полный рабочий день. С 1989 года в этом университете была запущена программа полного обучения через интернет, с виртуальными компаниями, которые, по словам декана и проректора Эдама Хониа, предоставляют студентам больше возможностей для получения реальных знаний и навыков, чем даже изучение конкретных примеров или случаев при очном обучении. Кроме того в августе 2011 года группа компаний Appolo Груп, в состав которой входит и университет приобрела издательство  http://en.wikipedia.org/wiki/Carnegie_Learning — Carnegie Learning, специализирующееся на издании печатных и программных материалов для когнитивного и адаптивного обучения математике, которое было успешно внедрено в процесс дистанционного обучения университета. В настоящее время дистанционный метод обучения онлайн является в университете основным, хотя университет располагает и реальными студенческими городками и центрами обучения в 40 штатах, округе Колумбия, Пуэрто-Рико, Канаде, Мексике, Чили и Нидерландах. Студенты, обучающиеся дистанционно, также могут пользоваться социальными и преподавательскими услугами университета.  

Организация обучения 

Основные элементы организации обучения:  

  • своя учебная группа для классных занятий онлайн, а также подготовки к ним, назначаемая с учетом пожеланий студента; 
  • постоянный доступ к постоянному консультанту по обучению; 
  • круглосуточный доступ к богатой электронной библиотеке. 

Примерный стандартный день работающего студента дистанционного обучения выглядит так. 

  • Утро (8.00 – 9.00). Получение задания от преподавателя. Краткая консультация. Начало рабочего дня 
  • Ланч (10.00). Просмотр постов от своих одноклассников или иных полученных материалов. 
  • Обед. Просмотр учебных материалов, вопросы к преподавателю, получение необходимой литературы в онлайн-библиотеке, общение с одноклассниками. 
  • Вечер. Выполнение дневного задания и отправка его преподавателю. 

Из этого краткого примера видно, что студент, обучающийся дистанционно, не предоставлен сам себе, своей воле, своим способностям к самодисциплине и прочему. Жизнь «удаленного» студента не менее насыщена, чем жизнь студента, обучающегося очно. Более того, его занятия даже более продуктивны, потому что непрерывно контролируются, что не всегда имеет место при очном обучении. Кроме экономии времени (и средств) на проезд до места учебы и обратно, «дистанционный» студент имеет возможность постоянного контакта с преподавателем. Он также затрачивает меньше времени на поиск нужной литературы, он может использовать для обучения удобное ему время, с учетом служебных и семейных обязанностей, да и просто своего физического и психологического состояния. К слову сказать, в университете разработана программа, сканирующая сайты интернета и сравнивающая их тексты с работами студентов, что, практически, исключает возможность плагиата.  Услуги, предоставляемые студентам дистанционного обучения:  

  1. Консультации по административным, финансовым и учебным вопросам. Как уже было сказано выше каждому студенту назначается три постоянных консультанта по каждой вышеназванной области. Следует отметить, что консультанты не просто отвечают на вопросы, но и оказывают непосредственную конкретную помощь в решение тех или иных проблем связанных с обучением.  
  2. Решение всех вопросов в режиме «онлайн». Для получения расписания и осуществления занятий, контрольных и лабораторных работ, зачетов, для платы за обучение, получения государственной финансовой помощи и т.п. нет необходимости посещать соответствующие учреждения университета, все эти операции выполняются через интернет с помощью специальных программ. 
  3. Техническая поддержка. Техническая поддержка предоставляется круглосуточно ежедневно, кроме государственных праздничных дней.  
  4. Электронная библиотека. Доступ к электронной библиотеке круглосуточный. Библиотекарями оказывается помощь в поиске нужной литературы со стороны. Поиск возможен не только по названию и автору, но и по содержанию. 
  5. Помощь в изучении. Круглосуточный ежедневный доступ к специальным обучающим программам, онлайн-помощники по литературе и математике. Специальная автоматическая программа, разработанная по заказу университета для проверки орфографических, пунктуационных, грамматических и стилистических ошибок. Легкодоступные преподаватели. Специальная обучающая программа по математике, позволяющая не только получать новые знания, но и повторять пройденный или даже давно забытый материал. 

Методики дистанционного обучения 

О методике обучения мы уже отчасти коснулись выше. Здесь мы хотели бы остановиться на самых современных или, как сейчас часто говорят, инновационных методиках, а именно: 

  1. Когнитивное обучение 
  2. Адаптивное обучение 
  3. Виртуальные компании 

Когнитивное обучение  Термин «когнитивное обучение» определяет одну из областей исследования в психологии и одно из течений в педагогике, которое в последнее десятилетие приобрело значительный размах… Основная цель всех методов когнитивного обучения заключается в развитии интеллекта, а точнее всей совокупности умственных способностей и стратегий, делающих возможным процесс обучения и адаптации к новым ситуациям. Несмотря на то, что методы когнитивного обучения очень разнообразны по содержанию, не равны в плане формализации и теоретической проработки, большинство из них имеет четыре важные общие черты: они более ценят процедуры и стратегии, чем знания, и более когнитивные факторы, чем эмоциональные и мотивационные, они отводят важную роль метапознанию и опосредствующим процессам.  Основная цель всех методов когнитивного обучения заключается в развитии интеллекта, а точнее всей совокупности умственных способностей и стратегий, делающих возможным процесс обучения и адаптации к новым ситуациям. Если выразиться проще и короче, это метод обучения, учитывающий особенности мышления конкретного человека, опирающийся на его сильные стороны и развивающий слабые. Следует отметить, что методы когнитивного обучения изначально использовались, в основном, при обучении педагогов и психологов, однако в настоящий момент сегмент специализаций, при обучении которым используется этот метод, значительно расширился.  Адаптивное обучение  Адаптивное обучение представляет собой технологическую педагогическую систему форм и методов, способствующую эффективному индивидуальному обучению. Это система лучше других учитывает уровень и структуру начальной подготовленности, оперативно отслеживает результаты текущей подготовки. Что позволяет рационально подбирать задания и упражнения для дальнейшего быстрого продвижения.  Недостаточная информированность о реальном уровне знаний учеников и естественные различия в их способностях усвоить предлагаемые знания стали главной причиной появления адаптивных систем, основанных на принципе индивидуализации обучения. Этот принцип трудно реализуем в традиционной, классно-урочной форме. До появления первых компьютеров наиболее известной системой, близкой к адаптивному обучению, была так называемая Система полного усвоения знаний  Вместе взятые, адаптивный тестовый контроль и адаптивное обучение представляют собой современный компьютерный вариант реализации известного педагогического принципа индивидуализации обучения — одного из самых важных для подготовки квалифицированных специалистов. Этот принцип не мог быть реализован сколько-нибудь эффективным образом в условиях традиционных классно-урочных форм занятий — лекционных и групповых. В современном варианте адаптивные формы появились недавно, как результат взаимосвязи трех прогрессивных тенденций: компьютеризации образования, возрастания роли аутодидактики и развития теории педагогических измерений.  Компьютеризация образования позволяет уменьшить непроизводительные затраты живого труда преподавателей, сохранить методический потенциал профессоров старшего поколения, многократно использовать результаты овеществленного труда в форме компьютерных обучающих и контролирующих программ. Это может также помочь преподавателям преобразоваться из урокодателя в технолога современного учебного процесса, в котором ведущая роль отводится не столько и не только обучающей деятельности преподавателя, сколько учению самих студентов.  Виртуальные компании  В нашем случае под этим термином подразумеваются не компании, работающие исключительно через интернет, хотя и имеющие какие-либо реальные функциональные площади, а компании вообще. Суть метода заключается в том, что студентам предоставляется доступ к реальным данным компаниям для решения реальных задач, которые стоят перед ними. На практике это выглядит примерно так: студенту дается конкретное задание, которое кроме него будет выполнять реальный квалифицированный сотрудник реальной компании. Для выполнения этого задания студенту предоставляется доступ к реальной базе данных компании и контактным лицам, имеющим отношение к поставленной задаче. В некоторых случаях такой доступ не предоставляется в зависимости от целей задания. После выполнения задания, в процессе которого студент может консультироваться с квалифицированными студентами своей группы, преподавателями и непосредственно сотрудникам компании, проводится анализ выполненной работы с получением соответствующей оценки ее выполнения.  Кроме того для студентов разработаны специальные программы, имитирующие конкретные ситуации на рынке, требующие вашего решения. Они чем-то напоминают широко известные компьютерные игры-стратегии. Однако это не умаляет их практического значения для обучения, тем более что этот метод используется уже давно во многих отраслях и не только учебными заведениями.  Вообще следует отметить, несмотря на «удаленность», студенты, обучающиеся дистанционно имеют достаточно тесный и частый контакт со своими будущими работодателями и, во всяком случае, с конкретной работой по специальности, которой они обучаются. В этом они, пожалуй, могут уступать только студентам заочникам, уже работающим по специальности и повышающим свою квалификацию. Университетом уделяется огромное внимание этому методу обучения, и он постоянно расширяет круг компаний, с которыми у него имеются договоренности на этот счет. 

Программные платформы, используемые для дистанционного обучения. 

Так как университет в Фениксе является одним из первых и ведущих учебных заведений, предлагающих дистанционное обучение, в нем уже достаточно давно были разработаны или заказаны в сторонних организациях специальные программные платформы для этого.  Среди них основными являются:  1. University of Phoenix Mobile  Программная платформа для мобильных устройств IPhone, IPad и смартфонов с операционной системой Android.  Эта платформа обеспечивает доступ обучающимся дистанционно ко всем услугам, предоставляемым университетом, которые были перечислены выше.  2. WritePoint™  Программа для проверки письменных заданий по литературе, психологии и прочим предметам. Перед тем как отправить задание на проверку студент может попросить о предварительной проверке сотрудника, так называемого, Центра правописания. Он, конечно, не будет выполнять ваше задание вместо вас, однако может высказать свое мнение и дать конкретные советы, на что обратить внимание. Кроме того он поможет освежить в памяти, то что вы забыли, то есть вы можете задать ему соответствующие вопросы.  3. Plagiarism Checker  Программа для проверки заимствований из других уже опубликованных работ. Хотя она предназначена скорее для преподавателей, однако ей могут пользоваться и студенты, чтобы не оказаться в возможной неудобной ситуации.  4. Различные руководства и глоссарии.  Например, Генератор цитат (Reference Citation Generator) или Генератор тезисов (Thesis Statement Generator): программные приложения для быстрого поиска. Различные грамматические и стилевые справочники.  5. ALEKS® (Assessment and Learning in Knowledge Space)  Программное приложение по математике для обучения, по конкретным темам с контрольными упражнениями, с ключами решений. При этом с помощью этой программы студент может самостоятельно ликвидировать пробелы в своих знаниях и, в тоже время, обращаться за помощью к преподавателям. Результаты, полученные с помощью этой программы, позволяют развенчать миф о необходимости какого-то определенного склада ума для успешного овладения математикой, потому что абсолютно все студенты успешно завершают курс и алгебры, и математической статистики.  6. WorldWideWhiteboardTM  В курсе обучения математике широко используется инструмент конференцсвязи через интернет — WorldWideWhiteboardTM.. С его помощью проводятся занятия для «удаленных» студентов в режиме реального времени. При этом студент не только может слушать преподавателя и следить за его действиями по решению задач, но и задавать вопросы по ходу решения, причем и его вопрос и ответ на него и вопросы и комментарии других студентов также доступны всем в режиме реального времени.  7. Электронная библиотека  Университет предлагает более 200 информационных сервисов онлайн. Студентам университета доступны материалы, к которым нет открытого доступа в интернете.  Материалы доступные в электронной библиотеке:  

  • статьи журналов; 
  • звуковые материалы; 
  • материалы конференций; 
  • диссертации; 
  • монографии; 
  • финансовые данные; 
  • изображения; 
  • отчеты предприятий различных отраслей; 
  • видео материалы; 
  • официальные документы. 

 Следует отметить, что студенту оказывается всевозможная помощь по поиску материалов в библиотеке. Для этого организована специальная служба консультантов, которые могут не только посоветовать, оказать техническую поддержку, но и выполнить необходимый поиск.  Электронные библиотеки других организаций.  Студенты могут не ограничиваться только университетской библиотекой. К услугам и другие библиотеки открытого или ограниченного доступа. Вот пример такой библиотеки, рекомендуемой университетом:  EBSCOhost  База данных с десятками тысяч публикаций институтов и других научных учреждений и изданий. 

PhoenixConnectsm 

PhoenixConnectsm — это внутренняя социальная сеть университета, которая решает отнюдь не только задачи общения с однокашниками и преподавателями, но играет немаловажную роль в обучении, так как в сети существует много форумов, на которых обсуждаются серьезные научные вопросы. Кроме того, студенты могут открыто высказывать свои претензии и пожелания в отношении учебного процесса или по другим вопросам.

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*