Инновационные подходы и технологии в развитии персонала университета

pic Кочерга Светлана Александровна  Кандидат юридических наук,  проректор по кадровому и правовому обеспечению МЭСИ Современному университету, являющемуся одним из важных катализаторов инновационных процессов в обществе, необходимо своевременно адаптироваться к глобальным изменениям, происходящим в мировом сообществе, отвечать международным критериям качества образования. Повышается роль высшей школы в обеспечении устойчивого формирования и эффективного использования научного и инновационного потенциала России.  Присоединение России к Болонскому процессу и интеграция в единое мировое образовательное сообщество вызывает необходимость существенного изменения в организации учебного процесса и деятельности преподавателя.  Важным аспектом управления современным университетом является создание условий для генерирования знания, источником которых является персонал. Университету недостаточно рутинной кадровой работы, необходимо переходить к инновационному управлению персоналом.  Ключевую роль в реализации поставленных задач играет управленческий состав и преподаватель университета, выстраивающий стратегию развития с учетом обозначенных тенденций, реализующие поставленные задачи. Ключевым направлением стратегического плана развития Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) является подготовка кадров, способных отвечать вызовам современного мира, и формирование компетенций «инновационного человека».  Профессорско-преподавательский состав выступает субъектом качества образования, так как именно от преподавателей зависит, в конечном итоге, уровень подготовки выпускаемых вузом специалистов. Такая роль педагогов высшей школы требует качественно новых подходов к формированию преподавательских кадров, организации их деятельности, профессионального роста и карьерного продвижения в общей системе управления кадрами высшей школы. Научно-педагогические кадры должны отвечать требованиям той аудитории, в которую они вносят знания. Современный студент является участником сетевого сообщества инновационной молодежи, в совершенстве владеющий информационными технологиями, пригодными для общения, работы, обучения в любом месте, в любое время, в любом формате. Обучающиеся лучше воспринимают информацию в близких им высокотехнологичных парадигмах (интернет, аудио и видео графика, гипертекст, вики, система обмена короткими сообщениями и т.д.). Предпочитает управлять своим временем, не запоминать большое количество информации, а владеть современными системами быстрого поиска и анализа сетевой информации по интересующим его предметам. Преподаватель должен не только владеть технологиями, но и понимать концепцию, превратится из источника информации в проводника глобального мира знаний.  В условиях динамичных изменений знания быстро устаревают, то, чему студентов обучают на первом курсе устаревает уже к третьему курсу, необходимо практически непрерывное повышение квалификации научно- педагогических кадров, что возможно лишь создав самообучающеюся организацию с использованием электронного обучения.  Обучение научно-педагогических кадров и постоянное повышение квалификации с учетом стратегического направления организации и мировых тенденций является приоритетной задачей вуза. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров является одной из приоритетных задач Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы, утвержденной Распоряжением правительства. Сегодня необходима комплексная программа по развитию персонала университета, на основе компетентностного подхода, и это- безусловно, задача руководства вуза. Основанная на компетентностном подходе модель обучения персонала ориентирована на стратегическое направление вуза, формирование навыков и компетенций позволяющих повышать конкурентоспособность не только преподавателя, но и вуза в целом (рис.1).

 

Рис. 1  Развитие персонала является одной из важнейших стратегических задач, без решения которой невозможно достичь главной цели — повышение качества образования и удовлетворенности потребителей и общества. Социальная направленность развития персонала в МЭСИ позволяет сотрудникам непрерывно и постоянно повышать свой профессиональный уровень.  Такая система называется Lifelong learning и очень популярна в странах Европы. МЭСИ является университетом, реализующим концепцию «обучение в течение всей жизни».  Система обучения персонала и ППС включает ряд процессов: планирование повышения квалификации (как внутреннее, так и внешнее) в соответствии с моделью компетенций организации; обучение персонала как ключевой фактор мотивационной модели организации; связь уровня квалификации с системой компенсации; повышение квалификации в рамках внутривузовской системы обучения. Рис.2. Развитие сотрудников МЭСИ.

Рис. 2  Как отмечает профессор В. П. Тихомиров, дистанционное образование и электронное обучение положили начало новому общемировому явлению — smart education. Речь идет уже не столько о технологиях, сколько о новой философии образования. Smart education подразумевает объединение учебных заведений и профессорско-преподавательского состава для осуществления совместной образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих стандартов, соглашений и технологий.  Преподаватели, которые дополнительно к аудиторным занятиям активно используют инструменты электронных сред и социальных сетей, отмечают очевидные следующие преимущества такой формы взаимодействия с учащимся, в том числе: возможность обучения в «близких» учащемуся информационных средах; преодоление территориального и организационного барьера; постоянная поддержка учащегося, взаимодействие с преподавателем; возможность коллективной работы, развитие межпрофильных работ; широкие возможности для открытых дискуссий по теме; широкие возможности для обмена информацией и лучших практик; обучение в течение жизни-непрерывность; развитие принципа «обучение как стиль жизни».  Формирование информационно — коммуникационных компетенций (ИКТ) у преподавателей является залогом конкурентного преимущества вуза и качества образования в целом. В качестве основных ИКТ компетенций преподавателя можно выделить следующие: эффективная разработка электронных учебно-методических материалов в Office Word; подготовка мультимедийных презентаций и проведение выступлений при помощи Office PowerPoint; организация балльно-рейтингововй системы и ведение электронного журнала; выдача заданий студентам, прием и проверка выполненных работ при помощи почтовых служб и интернет-сервисов; проверка авторства работ студентов и поиск информации при помощи интернет-служб; совместное планирование и ведение электронных календарей в Office Outlook; взаимодействие и эффективные коммуникации при помощи сервисов Live, социальные сети; совместная работа проектных команд и эффективное взаимодействие в едином; информационном пространстве вуза на базе портала SharePoint.  Электронное обучение (e-learning) является одним из инструментов интегрированного обучения, используемым в обучении персонала, поскольку позволяет значительно экономить время, и дает возможность осваивать знания без отрыва от рабочего места. Особенно важен этот эффект для вузов, имеющих удаленные филиалы, так как экономия на командировочных расходах для них весьма ощутима.  Значительным преимуществом использования электронных технологий в обучении персонала является обучения лиц по индивидуальному графику. Автоматизация процесса обучения позволяет отказаться от специально организованных контрольных мероприятий, что создает дополнительную экономию времени и денег.  На корпоративном портале МЭСИ создан узел «Навигатор обучения», представляющий собой систему управления учебным контентом, созданную для удобства обучения персонала МЭСИ, являющуюся также, службой доставки, хранения, редактирования учебных материалов и обмена данными между контентом и системой. На данном ресурсе расположены электронные обучающие ресурсы, материалы обучающих семинаров, а также важные информативно-разъяснительные документы в части обучения персонала.  Перейдя на главную страницу узла «Навигатор обучения» сотрудник попадает в рабочую область, наполненную электронными обучающими ресурсами и разделённую на две группы «Преподавателям» и «Административно-управленческому составу».  Выбрав необходимый раздел сотрудник может: дистанционно пройти электронное обучение; оформить заявление на внешнее обучение; ознакомиться с материалами обучающих семинаров и важными информативно-разъяснительными документами, касающимися обучения персонала (рис 3).

Рис.3  Система обучения сотрудников включает следующие основные элементы: совершенствование профессиональных, управленческих, информационных, коммуникативных и языковых компетенций с помощью внутренних и внешних курсов; обмен опытом посредством организации стажировок, командировок, участии в конференциях, семинарах, круглых столах; организация адаптационных курсов для новых сотрудников; использование тренингов для диагностики и развитию лидерских качеств и мотиваций сотрудников, повышению чувства личной ответственности и готовности к достижению высоких результатов.  Комплексная система мотивации, используемая в МЭСИ, предоставляет возможность беспрепятственно и эффективно внедрять инновации в учебный процесс, включая методическую работу преподавателя, что коренным образом изменило не только организационно-управленческую деятельность вуза, но и учебный процесс, его организацию, взаимоотношения с обучающимися.  Таким образом «образование на всю жизнь» недостаточно и МЭСИ живёт новой парадигмой «образование в течение всей жизни».

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*